-
О журнале
-
Редакционная коллегия
-
Условия публикации
-
Регламент опубликования статей
-
Публикационная этика
-
Архив
-
Статьи по авторам
-
Статьи по рубрикам
-
Подписка и распространение
-
Библиотека журнала «Вопросы образования»
-
Контакты
Рейтинг Science Index
|
1 место — в рубрике «Народное образование и педагогика» (2020)
10 место — в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год (более 4000 журналов)
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 6,925 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 3,483
Десятилетний индекс Хирша 2020: 39
|

|
|
|
Образовательная политика |
|
5–62 |
Шляйхер Андреас (Andreas Schleicher) — руководитель направления по индикаторам и анализу образования Организации экономического сотрудничества и развития. Эл. адрес: andreas.schleicher@oecd.org Адрес: 2, rue André Pascal, 75775 Paris Cedex 16, France. Статья представляет собой заключительные главы доклада, подготовленного специалистами ОЭСР. На примере международного опыта описываются возможные способы повышения уровня подготовки педагогических кадров и престижа профессии учителя. Показано, что для эффективного реформирования образовательной системы необходимо инвестировать в уже практикующих учителей, обеспечивая им качественное профессиональное развитие, продуманный порядок карьерного роста, разнообразие направлений деятельности и пробуждая в них заинтересованность в реформе. Обучение, способствующее повышению профессионального уровня, и сотрудничество учителей, помогающее совершенствовать методы преподавания, должны дополнять друг друга. Подчеркивается необходимость тщательного согласования систем обучения, аттестации и вознаграждения. Представлены методы успешного управления кадрами и критерии оценки педагогов, применяемые в разных странах. Аттестация рассматривается как способ повышения индивидуальных показателей работы учителей и общих результатов систем образования. Отмечается необходимость согласования критериев оценки учителей с целями образовательной системы и конкретной школы. Доказывается, что грамотно проведенная аттестация и обратная связь могут стать позитивным опытом для учителей, способствуя появлению удовлетворения от работы и личностному развитию, а также повышению эффективности в выполнении приоритетных задач совершенствования обучения. Кроме того, результатом аттестации может стать повышение уверенности учителей в своей компетентности. Обсуждается роль учителей в разработке и осуществлении образовательных реформ. Рассматривается мировая практика применения моделей сотрудничества учителей, политиков и чиновников в их реализации.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
62–67 |
Натхов Тимур Владимирович — кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ. Эл. адрес: timur.natkhov@gmail.com
Представлен краткий обзор развития исследований взаимосвязи образования и социального капитала, осуществляемых в разных странах. Основная особенность данных исследований состоит в их междисциплинарности: они объединяют теории и методы различных общественных наук. Для определения механизмов связи образования и социального капитала рассматриваются несколько уровней взаимовлияния: семья (микроуровень), местные сообщества (мезоуровень), страна в целом (макроуровень). Показано, что социальный капитал на уровне семьи и местных сообществ является важным фактором повышения образовательного уровня и доступности качественного образования. Социальный капитал на микроуровне объясняет бóльшую часть вариации в успеваемости детей даже при учете влияния финансового и человеческого капитала родителей. Более того, социальный капитал в семье определяет эффективность финансовых расходов на образование. На мезоуровне социальный капитал улучшает успеваемость и повышает вероятность продолжения обучения в вузах в результате частых контактов родителей с учителями и между собой. Тесные социальные связи семьи обеспечивают доступ к институциональным ресурсам (сообщества выпускников, вовлеченность в академическую среду и пр.), которые могут стать для нее ценным активом. Эмпирические исследования на макроуровне показали, что образование в свою очередь создает положительные внешние эффекты в форме повышения доверия, обучения гражданским нормам и более активного участия в общественной и политической жизни. Это свидетельствует о том, что эффект образования не ограничивается экономической отдачей. Образование играет важную роль, являясь на разных уровнях как результатом, так и фактором накопления социального капитала.
| |
|
68–86 |
Татарко Александр Николаевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ. Эл. адрес: atatarko@hse.ru В эмпирическом исследовании, в котором приняли участие русские и представители народов Северного Кавказа (чеченцы, балкарцы и осетины), показано, что социальный капитал связан с установками на так называемые продуктивные паттерны экономического поведения. На основании этого сделано заключение, что экономическое поведение людей, которые делают больший вклад в социальный капитал общества, будет более полезным и для общества. Такие люди не будут стремиться к прибыли вопреки закону, они характеризуются более высоким интересом к экономике, большей экономической самостоятельностью. Данный феномен является универсальным для представителей обеих рассматриваемых культур. По своей направленности большинство взаимосвязей социального капитала с установками на те или иные виды экономического поведения в обеих культурных группах различны. Сходство наблюдается только в связях классического измерения социального капитала — доверия: в обеих группах межличностное доверие отрицательно связано с готовностью воспроизводить в поведении установку на приоритет прибыли перед законом, а также с эмоциональным компонентом (его позитивностью) установки на приоритет размера вознаграждения перед творчеством в работе. Выявлено, что у русских социальный капитал препятствует формированию установки на приоритет прибыли перед соблюдением закона и установки на экономическую индифферентность. У представителей народов Кавказа социальный капитал (за исключением выраженности гражданской идентичности) препятствует формированию установок на экономический патернализм. На основе анализа выявленных различий в установках экономического поведения между рассматриваемыми группами показано, что они являются, скорее, следствием межкультурных различий.
| |
|
87–120 |
Абанкина Татьяна Всеволодовна — кандидат экономических наук, директор центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinat@hse.ru Адрес:Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. Красилова Анна Николаевна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: akrasilova@hse.ru Ястребов Гордей Александрович — кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: gordey.yastrebov@gmail.com Представлены результаты первого этапа реализации международного проекта по сравнительному исследованию сельского образования в России, Китае и Казахстане. В основу исследования образовательных, миграционных и карьерных стратегий старшеклассников сельских школ, а также факторов, формирующих эти стратегии, положена эмпирическая модель межпоколенной социальной мобильности, объясняющая механизм влияния элементов социального и культурного окружения на формирование жизненных траекторий. Исследование проводилось на данных сплошного обследования сельских школ пяти регионов России, различающихся природно-климатическими и транспортными условиями, уровнем и профилем социально-экономического развития, демографическими тенденциями и системами сельского расселения. Выявлено абсолютное доминирование во всех регионах, принявших участие в исследовании, стратегии сельских школьников на продолжение образования после школы, прежде всего в вузе или колледже (техникуме), а потом на работу в городе. Предполагается, что высокая привлекательность и реалистичность образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников, осуществленных по модели «социального парашюта» могут спровоцировать в России существенный отток молодежи из сел и новую волну процесса урбанизации. Показано, что предпосылками, позволяющими скорректировать массовую установку сельских старшеклассников на получение высшего образования и отъезд в город в пользу стратегии «остаться в селе», являются лишь раннее трудовое воспитание и возможность получения по наследству собственного бизнеса родителей.
| |
|
121–139 |
Курмангалиева Айгуль Шарапиевна — кандидат экономических наук, директор Института развития образования Международной академии бизнеса (Республика Казахстан). Эл. адрес: aisha@iab.kz Адрес: Республика Казахстан, 050060, г. Алматы, ул. Розыбакиева, д. 227. Абдрахманова Галина Амиржановна — кандидат экономических наук, профессор кафедры «Финансы» Международной академии бизнеса (Республика Казахстан). Эл. адрес: galina.ab12@gmail.com Адрес: Республика Казахстан, 050060, г. Алматы, ул. Розыбакиева, д. 227. Анализируются данные эмпирического исследования, осуществленного в рамках межстранового проекта по изучению образовательных, миграционных и карьерных стратегий сельских школьников и ожиданий их родителей в России, Китае и Казахстане. В 2011 г. в двух сельских районах Казахстана проведено сплошное анкетирование учащихся предвыпускных и выпускных классов средних школ и их родителей с использованием инструментария, разработанного Институтом развития образования НИУ ВШЭ. Оно показало, что большинство сельских школьников намерены продолжить образование в вузах и колледжах в близлежащих городах. Выбор учащихся обусловливают устоявшееся представление о том, что получить качественное образование можно только в городе; а также осознание разницы в укладах жизни в селе и в городе и, соответственно, разницы в возможностях для самореализации, которые они предоставляют. Большая часть школьников рассчитывают на получение государственных грантов, поскольку их семьи не могут оплачивать учебу и содержать их в период обучения. Видение преимуществ жизни в селе по сравнению с городом слабо влияет на их выбор. Учащихся не пугают такие сопряженные с жизнью в городе негативные обстоятельства, как дороговизна, риск попадания в плохую компанию и недоброжелательное отношение к выходцам из села. Предполагается, что устойчивая миграция молодежи из села в город, возникшая в результате доминирования стратегии на продолжение образования в городских вузах, в среднесрочной перспективе может привести к постепенному исчезновению многих сельских населенных пунктов.
| |
|
140–158 |
Бинь Хуан — доктор философии, заместитель директора центра изучения общественного финансирования Нанкинский финансово-экономический университет (Китай). Эл. адрес: James7526@hotmail.com Адрес: 128 Railway N St, Gulou, Nanjing, Jiangsu, China, 210003. Цайцюнь Сюй — магистр Института финансов и налогов Нанкинского финансово-экономического университета (Китай). Эл. адрес: xcqzy518@sina.com Адрес: 128 Railway N St, Gulou, Nanjing, Jiangsu, China, 210003. На основе статистических данных, полученных в 2010 г. в трех провинциях КНР — Чжэцзян, Аньхой и Шэньси, анализируются намерения сельских школьников пойти учиться в средние профессиональные школы и факторы, влияющие на их выбор. Установлено, что большая часть выпускников средних общеобразовательных школ начальной ступени (СШНС) в сельских районах Китая склонны продолжить образование в средней общеобразовательной школе второй ступени (СШВС). Доля выразивших желание обучаться в средней профессиональной школе низка. На решение выпускников влияет множество разнообразных факторов. Так, личные академические успехи определяют выбор между СШВС и средней профессиональной школой, в то время как выбор между трудоустройством сразу по окончании СШНС и обучением в средней профессиональной школе в большей степени обусловлен материальным положением семьи. Владение или не владение информацией о том, что государство предоставляет стипендии для обучения в средней профессиональной школе, не влияет на выбор учащихся. Авторы статьи рекомендуют китайскому правительству пересмотреть требование приема студентов в СШВС и средние профессиональные школы в соотношении 1:1, а также интенсифицировать предоставление стипендий и материальной помощи сельским учащимся средней профессиональной школы, и в частности поднять стипендиальные нормативы в Центральном и Западном регионах страны. Предполагается, что данные меры будут способствовать тому, чтобы ученики не отказывались по причинам тяжелого материального положения семей от профессиональных школ, имели возможность получать профессиональное образование, а не выходили преждевременно на рынок труда.
| |
|
159–191 |
Фрумин Исак Давидович — доктор педагогических наук, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Вопросы образования». Эл. адрес: ifroumin@hse.ru Добрякова Мария Сергеевна — кандидат социологических наук, заведующая проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» НИУ ВШЭ. Эл. адрес: mdobryakova@hse.ru Рассматриваются изменения в высшем инженерном образовании, произошедшие в России за последнее десятилетие. С целью определения движущих сил внутренних преобразований в университетах, осуществляемых в условиях значительных перемен во внешней среде, обследованы четыре целевые группы: университетские администраторы, студенты, выпускники и работодатели. Анализ эмпирических данных показал, что в целом стейкхолдеры положительно оценивают качество образования в отечественных вузах. Исключение составляют только работодатели, которые недовольны уровнем приходящих к ним выпускников в связи с недостатком у кандидатов специальных знаний и практических навыков. Данными социологических опросов последних полутора десятилетий подтверждена стойкость неудовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Анализ самооценки студентов выпускных курсов позволил выявить существенную нехватку у них на этапе окончания вуза компетенций, необходимых для успешной работы в современной экономике. Предполагается, что в образовательном опыте студентов недостаточно тех видов учебной деятельности, в которых такие компетенции формируются. Опираясь на концепцию вовлеченности и теорию заинтересованных участников, авторы утверждают, что в российских университетах, как правило, действует «договор о невовлеченности», сутью которого является принятие сторонами существующей ситуации как оптимальной и отказ от изменений. Выявляются факторы, провоцирующие низкую вовлеченность участников в образовательный процесс, рассматривается историческая обусловленность ситуации застоя, в которой все внутренние игроки заинтересованы в ее сохранении. Обсуждаются перспективы дальнейших исследований в области институционального развития российских университетов.
| |
Практика |
|
192–206 |
Аверкин Владимир Николаевич — доктор педагогических наук, профессор, ректор Новгородского института развития образования. Эл. адрес: niro.niro@mail.ru Адрес: Россия, 173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27. Зайченко Олег Михайлович — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики общего образования Новгородского института развития образования. Эл. адрес: oleg170770@mail.ru Адрес: Россия, 173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27. Обосновывается значение частного интереса как фактора трудовой мотивации учителя. Раскрываются подходы к определению целевых ориентиров в повышении заработной платы учителей, которые могут выступить альтернативами реализуемой в настоящее время стратегии увязки заработка учителей со средней заработной платой по экономике субъекта Российской Федерации. Предлагаемые подходы предусматривают ориентацию на зарплатные ожидания российских учителей и выпускников вузов, европейские стандарты оплаты труда учителей, стоимость труда учителя при реализации платных образовательных услуг. По мнению авторов, создание эффективных мотивационных механизмов способно более полно задействовать человеческий фактор в сфере образования и тем самым обеспечить достижение новых, более высоких показателей в обучении и воспитании российских школьников. Создание условий для удовлетворения личных интересов учителя позволит обеспечить достижение интересов общества. Подчеркивается, что повышение заработной платы учителей само по себе не является гарантией улучшения качества школьного образования; необходимо стимулировать и поощрять достижение учителями высоких трудовых результатов. Предполагается, что в создании эффективной системы оплаты труда учителей должен быть заинтересован управленческий корпус, что может быть достигнуто установлением зависимости заработной платы управленческого звена от результатов функционирования системы образования, т.е. от качества труда учителя, его заинтересованности в результативной и эффективной трудовой деятельности, связанной с возможностью реализации ценностей частного интереса.
| |
|
207–221 |
Конобеева Елена Алексеевна — студентка 4-го курса факультета социологии НИУ ВШЭ, 2-е место на Конкурсе научных работ молодых ученых (2011). Эл. адрес: e.khvoinaja@gmail.com
На основании интервью с владельцами и работниками домашних детских садов анализируются форма и условия реализации частного бизнеса в дошкольном образовании. Установлено, что у респондентов существует довольно четкое представление о социальных нуждах и социальном заказе, которое может быть реализовано и в рамках гражданской инициативы, и в социальном предпринимательстве. Исследование применяемых в организациях данного типа практик показало, что домашний детский сад — предприятие самоокупаемое, однако по параметру материальной обеспеченности он соответствует больше гражданской инициативе. При анализе взаимоотношения владельцев домашних садов выявлено отсутствие в их практике обмена информацией и опытом, что по разным причинам характерно и для гражданской инициативы, и для предпринимательства. Оцениваются перспективы развития домашних детских садов как формы социального предпринимательства. Выявляется их потенциал в решении социальных проблем современного российского общества: устранении дефицита мест в детских садах, обеспечении занятости некоторых категорий населения. Отмечается, что при благоприятных условиях в них возможно осуществление разработки авторских методик и новых программ обучения детей дошкольного возраста. Доказывается, что данный вид услуг в настоящее время оказывается в рамках гражданской инициативы, а не социального предпринимательства. Среди проблем, сдерживающих развитие рынка данных услуг, выделены отсутствие правовой базы и поддержки со стороны муниципальных властей, несформированность в обществе доверия к домашним детским садам, краткий жизненный цикл каждого отдельного предприятия. Обозначены направления дальнейшего исследования деятельности частных детских садов.
| |
Статистика и социология образования |
|
222–231 |
Бородина Динара Равилевна — старший научный сотрудник Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Эл. адрес: dborodina@hse.ru Адрес: Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 18. Представлены данные, собираемые Федеральной службой государственной статистики (Росстат) по форме № 2-ГС (ГЗ) «Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации» и отраженные в статистическом бюллетене «Дополнительное профессиональное образование кадров государственной гражданской и муниципальной службы в 2010 г.». Приведены сведения о госслужащих, получивших дополнительное профессиональное образование (ДПО), по ветвям власти и видам образования. Основную долю обучающихся составляют представители федеральных органов исполнительной власти. Абсолютное большинство работников федеральной государственной службы из общего числа обучающихся прошли повышение квалификации, 90% получивших ДПО составляют работники федеральных государственных органов регионального уровня. Наиболее востребованным направлением ДПО в 2010 г. было организационно-экономическое. Государственные служащие получили ДПО в основном в государственных образовательных учреждениях. Приведены данные об источниках финансирования дополнительного обучения госслужащих: 98,9% финансирования обучения кадров происходило за счет средств федерального бюджета. Охарактеризовано получение дополнительного профессионального образования госслужащими по формату обучения: с отрывом, без отрыва, с частичным отрывом от государственной гражданской службы и с использованием дистанционных образовательных технологий. Представлена первая десятка рейтинга субъектов РФ по численности кадров государственной гражданской службы, получивших дополнительное профессиональное образование в 2010 г. Все приведенные показатели соотнесены с данными за 2009 г.
| |
|
232–256 |
Галеев Юрий Велерович — заместитель директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (Республика Татарстан). Эл. адрес: yurigaleev@gmail.com Адрес: Россия, 420074, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Петербургская, д. 52. Гильмутдинов Альберт Харисович — доктор физико-математических наук, министр образования и науки Республики Татарстан. Эл. адрес: albert.gilmutdinov@tatar.ru Адрес: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10. Алишев Тимирхан Булатович — кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета. Эл. адрес: talishev@gmail.com Адрес: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18. На основе данных проведенного в Республике Татарстан комплексного социологического опроса учителей, школьников и их родителей исследуются коллективные представления и установки участников образовательного процесса. Анализ полученных данных позволил выделить ключевые проблемы в текущем состоянии системы школьного образования Республики Татарстан. Обнаружен негативный баланс между готовностью учителей получать меньшую зарплату в обмен на меньшие требования к качеству их работы, незаинтересованностью большей части учеников в повышении сложности образовательных методик и контента и созданием родителями за свой счет дополнительных возможностей для получения их детьми достаточного уровня компетенций для поступления в вуз. Выявлено ограничение роли школы задачами обеспечения перехода на следующую образовательную ступень. Установлено, что недостаточная материально-техническая оснащенность школ обусловливает низкую оценку школьниками уровня профессионализма преподавателей предметов естественнонаучного цикла и их слабую заинтересованность в образовательном процессе. Обучение не создает условий для овладения учащимися современными технологиями познания, а обеспечивает их готовым фактическим материалом для усвоения. Обнаруженная слабая институционализация коммуникации между родителями и администрацией школы ведет к отсутствию консенсуса между заинтересованными сторонами относительно назначения образовательного процесса и к невозможности организации коллективных действий по повышению качества образования. Информация, выявленная в результате концептуализации итогов исследования, была использована при разработке Стратегии развития образования Республики Татарстан до 2015 г.
| |
Из истории образования |
|
257–272 |
Дейч Борис Аркадьевич— кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем Новосибирского государственного педагогического университета. Эл. адрес: deich67@mail.ru Адрес: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28. Рассматривается становление системы внешкольного образования в России. Показано, что ее развитию с той или иной степенью успешности способствовали государство, земства и частная инициатива. Движение внешкольного образования представляло собой многообразные учреждения и различные виды деятельности: народные дома, воскресные школы, народные библиотеки, народные чтения, экскурсии и т.д. По мнению автора, разнообразие видов внешкольного образования актуализирует проблемы отбора содержания и классификации основных принципов и методов этого направления педагогической деятельности, а также выбора оптимальной модели организации внешкольного образования. Именно эти проблемы обсуждались на страницах педагогических журналов и в специальной литературе в рассматриваемый период. На основании анализа работ лидеров общественно-педагогического движения, ученых и педагогов показано, что в 90-е годы ХIХ в. — начале ХХ в. постепенно складывается теоретическая основа внешкольного образования: определяется актуальность этого вида педагогической деятельности, формулируются ее основополагающие идеи, выделяются не только организационные, но и научные проблемы и противоречия, осуществляется поиск оптимальных форм и методов работы. Исследование теоретических взглядов показало, что ключевые идеи ученых конца ХIХ — начала ХХ в. в целом не только не противоречат друг другу и основным позициям общественно-педагогического движения того времени, но и во многом согласуются и дополняют друг друга.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
273–284 |
Графтон Энтони (Grafton Antony T.) — профессор Принстонского университета (США). Эл. адрес: grafton@princeton.edu Адрес: Princeton, NJ 08544, United States. На основе обращения к современным исследованиям, посвященным оценке ситуации в сфере высшего образования, обсуждаются вопросы эффективности обучения в американских колледжах и университетах. Из общего массива научных работ выделяются две категории книг об образовании критической направленности: содержащие негативную оценку на основании индивидуального опыта и описывающие недостатки отдельных аспектов системы образования, выявленные в результате тщательного анализа. В первой группе полемических работ выделяются справедливые замечания относительно минусов работы преподавателей по контракту, увеличения административного штата, приводящего к росту платы за обучение, но не способствующего повышению качества образовательных услуг. При этом подчеркивается необоснованность большей части выводов, обусловленная рассмотрением частных ситуаций, не отражающих общей картины университетской жизни. Основное внимание сосредоточено на аналитических результатах исследований, относящихся ко второй категории. Обсуждаются недостатки системы высшего образования: ухудшение качества образования; отсутствие у студентов интереса к научной деятельности; меньшая учебная ценность новых предметов и методов обучения по сравнению с традиционными; отсутствие адекватной системы оценки знаний и умений; приобретение второстепенными занятиями (спортом и др.) первостепенного значения; увеличение уровня дефолта по студенческим кредитам; рост безработицы среди выпускников. Для большей продуктивности исследований системы высшего образования рекомендуется осуществлять комплексный анализ учебы и работы в университете и представлять обоснованные аналитические результаты доступным для разных категорий людей языком.
| |
Размышления о ... |
|
285–294 |
Чиганашкин Владимир Михайлович — учитель физики Псковского технического лицея. Эл. адрес: v-chiganashkin@mail.ru Адрес: Россия, 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 9. С точки зрения автора, ЕГЭ — это не имеющий альтернативы способ итогового контроля знаний выпускников школ, созданный компьютерной эпохой. Рассматриваются преимущества ЕГЭ перед системой проверки результатов школьного образования, существовавшей до его введения. Отмечается, что появление ЕГЭ обеспечило с помощью использования компьютерных технологий единство контроля и объективность проверки знаний учащихся. Задания выстроены таким образом, что проверка выполненной учеником работы дает полное представление об уровне его обученности, что было недостижимо при традиционной системе. Множество вариантов контрольных измерительных материалов исключает возможность совпадения заданий у разных участников ЕГЭ. Введение стобалльной шкалы оценки знаний позволило четко классифицировать учащихся по уровню их подготовки. Объединение итогового школьного контроля с вступительными экзаменами в вузы исключило необходимость в завышении оценок в аттестатах о среднем образовании. ЕГЭ, по мнению автора, ориентирует школьников на более тщательную образовательную подготовку, обеспечивающую высокие баллы в сертификатах ЕГЭ, учителей — на более строгое соотношение знаний учеников с государственным стандартом, а родителей — на более ответственный выбор школы. Рассматриваются факторы, влияющие на уровень образования школьника. Обсуждаются распространенные предубеждения относительно ЕГЭ, а также громкие скандалы вокруг тестирования 2011 г. Основным недостатком реализации ЕГЭ называется возможность использования во время экзамена мобильных устройств с выходом в Интернет, в результате которого мошенникам удается получать баллы, достаточные для прохождения в университет на бюджетные места, предназначенные для добросовестных учеников.
| |
|
|